Бычихина Ольга Ильинична, учитель-логопед
Что нужно помнить при обучении дошкольников грамотеВ последние годы всё большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в детском саду очевидна. Дело в том, что когда резко происходит смена ведущих видов деятельности (игровая деятельность сменяется учебной), это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет размыть грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный...» Дети с ОНР, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем). 1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков), что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ], про это мы детям не говорим, объясняем, что со звуками они познакомятся в школе. А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык. 2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Давайте поиграем в игру «В гости к Тому и Тиму». Сегодня мы пойдем в гости к гномикам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи! - Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом одежды. - И имена у них похожи. Одного зовут Том, а другого Тим. - Сегодня мы пойдем к ним в гости, а в гости ходят с подарками. Давайте подберем нашим гномикам подарки - картинки, в названиях которых есть твёрдый звук для Тома, картинки, в названиях которых есть мягкий звук – для Тима. Дети по очереди берут картинки, проговаривают слово, определяют звук и отдают соответствующему гномику. 3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный. Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка. 4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: - «На что похожа буква?» - В ряду букв обвести в круг заданную букву. - Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. - Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Предложение. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составить предложение по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов Составление предложений по графической схеме Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме. Составление графической схемы предложения. 16 сентября 2024 в 11:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.